Повышение уровня знаний учащихся путем улучшения качества образования
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…”
А. Дистервег.
Повышение качества образования – одна из основных задач любого образовательного заведения. В последнее время мы, учителя, часто слышим от общества такие слова, как: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Выпускник школы должен «выйти в люди» разносторонне развитой личностью, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Любая деятельность должна приводить к какому-то результату, приносить свои плоды. Уровень знаний учащихся можно повысить путем улучшения качества образования.
Рассмотрим для начала статистические данные по количеству обучающихся по школе:
| Обучаются | 2017-2018 учебный год | 2017-2018 учебный год | ||
| на начало года | количество классов | на начало года | количество классов | |
| всего учащихся | 2256 | 93 | 2917 | 116 |
| с казахским языком обучения | 1885 | 76 | 2448 | 97 |
| с русским языком обучения | 371 | 17 | 469 | 19 |
| 1-4 классы | 1422 | 57 | 1832 | 71 |
| 5-9 классы | 731 | 31 | 1078 | 40 |
| 10-11 классы | 103 | 5 | 107 | 5 |
| инклюзив | 6 | 13 | ||
| на дому | 9 | 11 | ||
| предшкола | 364 | 15 | 303 | 12 |

И таблица, и диаграмма показывают положительную динамику, т.е. количество обучающихся в сравнении с прошлым учебным годом выросло. А как обстоит дело с качеством знаний?
| 1-четверть | отличники и хорошисты | качество знаний | успеваемость | |
| 2-4 классы | 1256 | 826 | 66% | 100% |
| 5-9 классы | 973 | 491 | 50,4% | 100% |
| 10-11 классы | 109 | 49 | 45,3% | 100% |
| по школе | 2338 | 1366 | 58,4% | 100% |

Мониторинг показателей качества знаний регулярно должен проводится в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. А мы рассмотрим качество знаний по 5-11 классам более подробно.
5-классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 5 А | 28 | 19 | 68 |
| 2 | 5 Ә | 28 | 18 | 64 |
| 3 | 5Б | 28 | 20 | 71 |
| 4 | 5В | 26 | 17 | 65 |
| 5 | 5Г | 26 | 15 | 58 |
| 6 | 5Ғ | 23 | 13 | 56 |
| 7 | 5Е | 27 | 11 | 40 |
| 8 | 5Ж | 28 | 17 | 67 |
| 9 | 5И | 24 | 17 | 70 |
| 10 | 5Д | 24 | 19 | 75 |
| 11 | 5З | 12 | 8 | 67 |
| ИТОГО | 274 | 174 | 64% | |

6-классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 6 А | 26 | 11 | 42 |
| 2 | 6 Ә | 26 | 12 | 46 |
| 3 | 6 Б | 26 | 11 | 42 |
| 4 | 6В | 24 | 12 | 50 |
| 5 | 6 Г | 26 | 18 | 69 |
| 6 | 6 Ғ | 26 | 11 | 42 |
| 7 | 6 Ж | 26 | 16 | 61 |
| 8 | 6З | 23 | 11 | 48 |
| 9 | 6 Д | 23 | 12 | 52 |
| 10 | 6 Е | 11 | 4 | 36 |
| ИТОГО | 237 | 118 | 50 | |
Диаграмма выглядит следующим образом:

7-классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 7 А | 27 | 15 | 55 |
| 2 | 7 Ә | 27 | 18 | 51 |
| 3 | 7 Б | 26 | 11 | 42 |
| 4 | 7 В | 22 | 11 | 50 |
| 5 | 7 Ғ | 23 | 15 | 65 |
| 6 | 7 Г | 27 | 14 | 52 |
| 7 | 7 Д | 27 | 5 | 18 |
| ИТОГО | 179 | 89 | 50 | |
Диаграмма:

8-классы:
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 8 А | 24 | 8 | 33 |
| 2 | 8 Ә | 23 | 10 | 43 |
| 3 | 8 Б | 24 | 9 | 38 |
| 4 | 8 В | 23 | 9 | 39 |
| 5 | 8 Ғ | 24 | 20 | 41,6 |
| 6 | 8 Д | 20 | 11 | 55 |
| 7 | 8 Г | 25 | 11 | 44 |
| ИТОГО | 163 | 68 | 42 | |
Диаграмма качества знаний:

9-классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 9 А | 25 | 11 | 44 |
| 2 | 9 Ә | 24 | 8 | 33 |
| 3 | 9 Б | 24 | 9 | 37,5 |
| 4 | 9 Г | 22 | 6 | 27 |
| 5 | 9 В | 25 | 8 | 32 |
| ИТОГО | 120 | 42 | 35 | |
Диаграмма качества знаний:

5- 9-классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 5 | 274 | 174 | 64 |
| 2 | 6 | 237 | 118 | 50 |
| 3 | 7 | 179 | 89 | 50 |
| 4 | 8 | 163 | 68 | 42 |
| 5 | 9 | 120 | 42 | 35 |
| итого | 973 | 491 | 50,4 | |

10-11 классы
| № | классы | всего уч-ся | отличники, хорошисты | качество знаний % |
| 1 | 10 А | 26 | 10 | 38 |
| 2 | 10 Ә | 30 | 15 | 50 |
| 10-классы | 56 | 25 | 44 | |
| 3 | 11 А | 19 | 9 | 47 |
| 4 | 11 Ә | 24 | 12 | 50 |
| 5 | 11Б | 9 | 3 | 33 |
| 11-классы | 52 | 24 | 46 | |
| ИТОГО | 108 | 49 | 45 | |
Диаграмма качества знаний в 10-11 классах:

Качество знаний за 1-четверть составляет 58,4%.
| всего | качество знаний | |||||
| всего | «4», «5» | естественн | гуманитарн | «4», «5» | естественн | гуманитарн |
| 2917 | 1378 | 1609 | 1740 | 47,2 | 55,2 | 59,7 |
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы преподавателя, иначе его деятельность теряет смысл.

Русский
Қазақша