Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов.
Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность работы логопеда в школе.
Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.
В начале учебного года проводился логопедическое обследование обучающихся начальных классов. По итогам обследования выявлены 53 учеников, имеющие проблемы речевого развития, 25 из них поставлены на учет школьного логопеда, остальные – в очередь.
По данным диагностического обследования логопед разработал годовой и тематический планы работ, составил расписание занятий. Занятия проводятся во внеурочное время.
Соответственно речевым дефектам младшие школьники распределяются по группам:
Учитывая особенности детей, в ходе занятий используется разные организационные формы: подгрупповые и индивидуальные занятия. Широко применяются методы дифференциальной диагностики, определяющей правильность комплектования подгрупп и выбора адекватной стратегии и техники речевого недоразвития на индивидуальных занятиях.
Тесное сотрудничество логопеда с учителями, педагог-психологом и родителями в течение работы с детьми показало результат: 3 ученика выбыли из учета логопеда.
Таким образом, можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.
Бекетова.Ш.Б